На главную Описи
Формы
Об архиве Контакты Публикации Новости Базы данных Картотеки Справочники Уникальные ед. хр. Школе Противодействие коррупции Карты

Коллекция уникальных единиц хранения

Поиск: Выводить по результатов
Обнаружено совпадений: 1
Ф. 381. Оп. 1. Ед. хр. 53
Сборник смешанного содержания, содержащий Палею толковую, житие Бориса и Глеба, Книгу откровения Авраама и др. ("Сильвестровский сборник").

Датировка: Вторая половина XIV в. Аннотация: Рукопись представляет собой сборник, в состав которого входит 12 произведений. Самой ценной частью сборника является литературный памятник русского средневековья "Сказание о Борисе и Глебе", повествующий о драматической борьбе за великокняжеский киевский стол в 1015-1019 годах, в результате которой произошла гибель киевских князей Бориса и Глеба, впоследствии ставшими первыми русскими святыми, от руки их брата Святополка. В научной литературе "Сказание" часто называют "анонимным сказанием", так как имени автора этого произведения, как и большинства произведений древнерусской литературы, мы не знаем. "Сказание" возникло в последние годы княжения Ярослава и является по существу панегириком ему. Автор "Сказания" развил в особое произведение летописную статью 1015 г. "Об убиении Борисове". "Сказание" обильно историческими фактами и именами и написано в свободной от подражания византийским образцам манере. "Сказание" положило начало новому русскому жанру - княжеского жития. Историческая справка: Создан этот сборник в Новгороде или Новгородской земле в XIV в. О его дальнейшей истории можно судить по владельческим записям, сделанным на полях в XVI - XVII вв. В середине XVI в. владельцем сборника был известный политический деятель, писатель, автор "Домостроя", священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, новгородец по происхождению. Своё название сборник получил по его имени, о чём свидетельствует запись скорописью на 1 листе, датированная XVI веком: "Сборник Селиверстовской". В Новгороде, а позднее в Москве, Сильвестр и его сын Анфим занимались изготовлением икон и рукописных книг и имели хорошую библиотеку. В 40-х годах XVI века Сильвестр привозит сборник в Москву, а позднее, после опалы и добровольного пострижения, увозит в Кирилло-Белозерский монастырь, где сборник остаётся после его смерти, о чём свидетельствует запись XVII века, сообщающая о принадлежности сборника библиотеке этого монастыря: "Книга Кириллова монастыря, а в ней о возвышении убиения Саула царя, а потом из псалмов Давидовых пророчества о Христе, а с 24 листа писано житие Симеона Столпника и иных разных". Невозможно точно сказать, когда именно Сильвестровский сборник попадает в собрание библиотеки Московской Синодальной типографии. Можно предположить, что это было в 70-80 годы XVII века, в период массового поступления рукописных книг из монастырских библиотек русского Севера. В архив-предшественник РГАДА сборник поступил в составе фонда Рукописного собрания библиотеки Московской Синодальной типографии. Собрание рукописей и книг библиотеки начало создаваться в середине XVII века при Московском Печатном дворе. Книги и рукописи собирались для "справы" (сверки) печатавшихся богослужебных и светских книг.


Яндекс цитирования